Смысл названия комедии «Недоросль» Фонвизина (пьеса «Недоросль» как комедия о воспитании)

Название комедии отображает ее идею, главный смысл. А смысл произведения Фонвизина состоит именно в том, что нужно правильно воспитывать своих детей, прививать им высокие моральные ценности и давать хорошее образование. Проблема неправильного воспитания должным образом показывается в пьесе на примере главного героя Митрофанушке и его матери Простаковой.

Само слово "недоросль" означало во времена автора молодых дворян, которые не имели образования и не поступили на службу. Митрофан Терентьевич Простаков, пятнадцатилетний сын помещиков Простаковых, - типичный недоросль. Значение его имени с греческого языка можно перевести как "подобный своей матери".

Простакова сделала из своего сына наглого, несамостоятельного и глупого маменькиного сынка, вырастила его невеждой и неучем. Ее главный идеал в жизни - деньги, нажива, жадность, чему она и учит Митрофанушку:

"Нашел деньги, ни с кем не делись. Все себе возьми, Митрофанушка".

Сначала Простакова хочет выдать Софью замуж за своего брата Скотинина, но потом, узнав о немалых деньгах, решает не упускать богатую наследницу и пытается женить на девушке уже своего сына Митрофана. На этой почве между всеми желающими прибрать к рукам Софью с ее наследством возникают безобразные ссоры.

Простакова пытается угодить Стародуму, чтобы он дал свое согласие на женитьбу, всячески расхваливает успехи и достоинства Митрофана, прекрасно на самом деле понимая, что ничего подобного у ее сына нет. Однако невежественная помещица в результате сама же и стала жертвой своих махинаций и обманов. Митрофан не выдерживает сравнения с Милоном, и даже попытка насильно выдать Софью за сына замуж заканчивается провалом.

Борьба за руку Софьи выдвигает Митрофана в центр действия. Поскольку он и сам является одним из "мнимых" женихов, то своей фигурой связывает две стороны конфликта: самодуров и просвещенных дворян. Простакова и Скотинин никогда не смогут понять Стародума и Милона. Слишком велика разница в образовании, воспитании и нравах.

Чрезмерная и выходящая за рамки адекватности забота и опека Простаковой сделала Митрофана избалованным, жестоким и эгоистичным. Неудивительно, что он грубо, не выказывая никакой благодарности за "любовь",  отталкивает мать, когда ее заговор по получению наследства Софьи терпит крах:

"Да отвяжись, матушка, как навязалась".

Простакова просто получила плоды того, что сама же и посеяла. Да и вряд ли можно ожидать благодарность и любовь от того, кого этим чувствам не учили. А чему учили? Алчности, невежественности, жестокости и злонравию, всему тому, что Митрофан мог видеть на примере поведения своей матери.




Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

29 − = 24

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: