Тема воспитания в комедии «Недоросль» Фонвизина: проблемы воспитания и образования в пьесе

Комедия Дениса Ивановича Фонвизина «Недоросль» является одним из самых значительных литературных произведений 18 века. Наиболее значительной проблемой данного произведения является уклонение дворянского сословия от школы и службы.

В основе пьесы лежат реальные события того времени. В этот период действовал царский указ о том, что все дворяне обязаны были учиться до двадцати лет. В противном случае им было запрещено жениться и выходить на службу. Казалось бы, что данный порядок должен способствовать массовой образованности дворянского сословия, однако многие дворяне учились фиктивно, используя обучение не для саморазвития, а лишь как пропуск в дальнейшую жизнь. Соответственно, результаты такого образования были весьма плачевны.

Прототипом всех малообразованных дворян выступает Митрофанушка – главный герой комедии. Он невежественен и глуп, его интересы ограничиваются лишь собственным благосостоянием. На уроках он невнимателен, глумится над учителями и всячески показывает свое безразличие ко всем наукам. Кроме этого, Митрофан совершенно невоспитан. Он не уважает свою мать, несмотря на то, что полностью находится под ее опекой.

Проблема качества образования того времени также поднимается Фонвизиным с помощью образов учителей Митрофана: недоучившегося семинариста Кутейкина, отставного солдата Цифиркина и кучера Вральмана. Они так же недалеки и глупы, как и их ученик. За три года обучения недоросль не узнает от своих учителей ничего нового, однако последних это совершенно не печалит. Они не стремятся дать своему ученику какие-либо знания. Их основной целью является лишь получение денег за свою работу.

Основным воспитателем Митрофана является госпожа Простакова - его мать. Она должна быть положительным примером для своего сына, однако на самом деле все происходит совершенно по-другому. Простакова достаточно злобная и наглая женщина, она бесчеловечно относится ко всем, кроме Митрофанушки. Последнему же она во всем потакает и постоянно говорит о его мнимых достижениях.  Безусловно, такое воспитание может дать только лишь отрицательные результаты. В результате Митрофан полностью копирует поведение своей матери и в конце пьесы попросту от нее отрекается.

Однако в пьесе есть и положительные герои. Прототипом образованного дворянина выступает дядя Софьи – прямодушный и проницательный Стародум, постоянно говорящий о том, что ум и просвещенность гораздо важнее любого богатства. Образование, по мнению Стародума, должно охватывать не только ум, но и сердце. Он воспитывает свою племянницу достойно, объясняя ей смысл всех основных человеческих ценностей: уважения, благонравия, честности, доброты и милосердия.

Итак, основными проблемами комедии «Недоросль» выступают проблемы воспитания и образования в обществе того времени. Отрицательными примерами в данном случае выступают госпожа Простакова, ее сын Митрофан и учителя Кутейкин, Цифиркин и Вральман, а положительным – Стародум.




Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

29 − 20 =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: