Темы, проблемы и идеи комедии «Недоросль» Фонвизина (проблематика пьесы)

Дмитрий Иванович Фонвизин - литератор 18 века. Он считался тогда одним из самых просвещенных и лучших людей екатерининской эпохи.

Тогда в моде были французские авторы, великий философ и писатель Вольтер, сама Екатерина II имела с ним переписку и очень гордилась ею. Именно тогда стали зарождаться и формироваться идеалы гуманизма, просвещения, которые актуальны и по сегодняшний день. Вот с этих высокогуманных и нравственных позиций и была написана комедия "Недоросль".

Жанр - комедия, намекает на легкость и беззаботность повествования, но не все так безобидно. Был использован принцип - шуту можно, так как в комедии поднимается далеко не шуточная тема - рабство. Крепостное право уже начало разъедать и угнетать великую Империю. Правящие классы стали испытывать беспокойство и стыд за нравы, существующие в стране. Вот их то и выставляет на общее обозрение Фонвизин.

Простаковы - типичные крепостники, иметь людей своими рабами для них просто и очень обыденно. Драть с крестьян семь шкур им еще предки завещали.

«С тех пор, как все, что у крестьян ни было, мы отобрали, ничего уже содрать не можем. Такая беда!»

Они давно до нитки обобрали своих работящих крестьян и потихоньку вывели новую, страшную породу человека - холопа.

Фонвизин рисует образ старухи Еремеевой - няни Митрофанушки. Эта старая женщина, давно уже потеряла человеческое достоинство, с детства терпя побои, пинки и унижения. Ее даже человеческим именем не зовут: «каналья»,«бестия»,«собачья дочь», «старая хрычовка» - вот все, что она слышит, долгие годы прожив в этой семье.

Вот так по-простому, по-домашнему Простаковы делают из людей - скот (сами фамилии у Фонвизина говорящие: Скотинин, Простакова и Стародум, Правдин, которые им противостоят).

Фонвизин видит причину этого скотства. Он считает, что гуманизма не может быть без просвещения и воспитания. Тут он и приводит в пример Митрофанушку.

Недоросль - это и есть Митрофанушка. Эти два слова давно срослись между собой и обозначают профана, невежду. Хотя мать любит Митрофанушку, она не смогла ему дать никакого воспитания. Он растет, грубым, невежественным, жестоким, жадным, презирает всех окружающих. Характер у него такой же порочный, как и у Простаковой. Его пытаются учить целых три года, но в учителя ему подобраны люди вроде бывшего немецкого кучера Вральмана , бесполезных Кутейкина и Цифиркина. Вся их заслуга в обучение Митрофана в том, что они не утомляли его.

Но Митрофанушка все равно устал, так и не обретя никаких знаний, и заканчивает учебу знаменитой фразой:

"Не хочу учиться, а хочу жениться..."

Все, просвещение закончено, и Простаков начнет плодить новых Митрофанушек и так далее, по кругу. Этакая сансара русского дворянства, безысходность екатерининских времен.

"... Вот злонравия достойные плоды!"- говорит Стародумов. Добавить нечего.




Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

83 − 80 =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: