Анализ романа «Война и мир» Толстого: анализ персонажей и событий (вопросы и ответы о героях)

Кутузов, Александр I и Наполеон. Наиболее характерные черты героев с точки зрения Л.Н. Толстого.

Одним из наиболее ярких образов романа является Михаил Илларионович Кутузов – главнокомандующий русской армии. Толстой не сосредотачивается на описании военных планов Кутузова, а уделяет больше внимания  описанию его простоты, душевности, мягкости. Простотой и человечностью веет от его фигуры и поступков, не оставляющих без внимания нужд простых солдат. В описании Толстого Кутузов неуклюжий, толстый, седой человек, дремлющий или зевающий в каких-то моментах. В его облике нет героизма, бравой стати, он не соответствует тому облику, который привычно складывается в голове, если говоришь о героической личности. Однако, тем не менее, именно этот человек не только возглавил русскую армию, но и привел ее к победе.

Еще одна важная историческая личность – царь Александр I. В его внешности, в его поступках присутствует самолюбование. В отличие от Кутузова он молод, красив, но за этим кроется полное пренебрежение и равнодушие к окружающим его людям. Тем более, проблемы русского народа для царя не интересны.  Все его поступки подчинены  одному -  выглядеть в лучшем свете. Нельзя сказать, что Александр I  не понимает значимости роли   Кутузова, но на протяжении всего романа ощущается, что царь недолюбливает полководца и вынужден его терпеть.

Наполеон – один из самых важных  образов романа-эпопеи «Война и мир». Наполеон для Толстого – воплощение зла, захватчик, циничный и тщеславный человек. Несмотря на то, что в глазах современников Наполеон предстает как талантливый и опытный полководец, отличающийся храбростью, для автора «Войны и мира» эти качества не важны в контексте произведения. Толстой неоднократно подчеркивает, что  Наполеон маленького роста, что у него «жирные ляжки», выделяет его позерство, самолюбование и при этом полное равнодушие к окружающим. Наполеон сам поверил в свое могущество и всевластие. Однако для человека развязавшего войну у Толстого не слов для признания его величия, для такого человека приемлемы поражение, унижение и забвение.

Таким образом, три героя, три исторические личности показаны Толстым с точки зрения их отношения к войне, к окружающей жизни, к народу. Именно по этим качествам Толстой считает возможным оценивать величие человека. И по этой причине главным положительным героем 1812 года является   Кутузов, который воплотил в себе широкую душу русского народа, а главное уважение и любовь к простым людям.

В чем выразились идейно-нравственные искания Андрея Болконского?

Андрей Болконский – не слишком типичный представитель русского дворянства. На фоне завсегдатаев салоны Анны Шерер он выделяется высокомерием, холодностью и безразличием к салонным разговорам. Единственным человеком, который вызывает у него добрые чувства является Пьер Безухов. У Болконского свое, особое отношение к окружающей действительности. Во многом благодаря воспитанию старого князя Болконского, для него важными и непоколебимыми являлись понятия чести и благородства. Поэтому в ходе военных сражений он не прячется за спины солдат, не пытается  отсидеться в штабе, а идет на передовую с  уверенностью, что его место там.

Важно отметить, что Андрей Болконский уходил на войну полный романтических представлений о своей роли в войне, о том, что именно он сможет применить себя как политик, как стратег. Но реалии войны оказались слишком ужасными, и беспорядочное хаотичное отступление русской армии разрушило его романические настроения. Окончательно все в душе Андрея меняет ранение под Аустерлицем, когда он понимает ничтожность бывшего кумира Наполеона, а высоким, добрым и справедливым остается только небо.

Из последующих за ранением и смертью жены разочарований в жизни Болконского выводит внезапно вспыхнувшая любовь к юной Наташе Ростовой. Но и здесь его ожидает разочарование после измены Наташи. Гордость и собственные убеждения не позволяют ему  простить Наташу. Возможность найти себя он видит в начавшихся событиях 1812 года и уходит на войну с целью реализовать юношеские мечты о «своем Тулоне». Он опять же не воспользуется возможностью отсидеться в штабе или даже быть личным адъютантом Кутузова. Для Болконского важнее «дорога чести».

Участие в войне заставит Андрея еще раз переоценить свои взгляды, простить Анатоля Курагина, а главное простить, понять и еще сильнее полюбить Наташу Ростову.  Тяжело раненный умирающий Андрей поймет тщетность поиска «своего Тулона», поймет ценность человеческих отношений, дружбы, любви тех, кто находится рядом. Но главное, что Андрей до конца своих дней остается порядочным человеком, уважающим и любящим людей. Тем человеком, который воплощает идеал русского дворянства.

Любимые женские образы Толстого в романе-эпопее «Война и мир»

В романе-эпопее «Война и мир» прорисована целая галерея женских образов, совершенно различных по характерам, по взглядам на жизнь, по взаимоотношения с окружающими и восприятию жизни. Но есть героини, которые выделяются из общей массы – это Мария Болконская и Наташа Ростова. Почему Толстой выделил этих героинь, какой смысл вкладывал в описание портретов совершенно не схожих между собой внешне, но очень похожих внутренне русских женщин?

Наташа Ростова – яркий, живой лучик, подвластная своим эмоциям и страстям. При этом она бесконечно добрая и   отзывчивая натура. Наташа мечтает о большой любви, о семейном счастье, и поэтому восторженно и открыто, со всей непосредственностью, влюбляется в князя Болконского, который стал для нее воплощением идеала мужчины. Однако с той же детской непосредственностью она разрушает свою любовь и увлекается Анатолем Курагиным. Эго слишком тяжелое испытание для девочки 16 лет заставляет Наташу повзрослеть и в какой-то мере переоценить свои взгляды на окружающую жизнь.

Но настоящим испытанием для Наташи станет война 1812 года, когда над страной нависла угроза, и в девушке просыпается чувство истинного патриотизма и ответственности не только за себя, но и за окружающих. А встреча в Мытищах с раненым  Андреем Болконским помогла понять истинный смысл любви. Надо отметить, что чувство любви для Наташи самая характерная черта – она любит всех, родителей, природу, животных, друзей. Может быть, по этой причине она находит свое счастье с таким же добрым и миролюбивым человеком как Пьер Безухов.

Мария Болконская – девушка закрытая, замкнутая, с чувством собственного достоинства. Очень важно, что Толстой подчеркивает, насколько Мария умная девушка, Именно ум и врожденное благородство, а также воспитание отца повлияли на формирование отношений Марии с обществом. Она также, как и все девушки, мечтает о семье, но отказывает посватавшемуся к ней Анатолю Курагину, так как понимает, что такой брак не принесет ей счастья. Также пройдя все невзгоды Отечественной войны, княжна Марья сумела сохранить свою природную женственность и обрести счастье в семейной жизни с Николаем Ростовым.

Что же объединяет эти образы и почему их так любил Толстой? Эпилог романа-эпопеи отражает представление писателя о подлинном назначении женщины, которое неразрывно связано с семьей, с заботой о детях. Женщины, отказавшиеся о подлинного семейного счастья, как Элен Курагина, не имеют будущего. Толстой показывает, что именно в семье заключаются для людей все вечные ценности, без которых жизнь теряет смысл. Высшее призвание и назначение женщины писатель видит в материнстве, в воспитании детей, ибо именно женщина является хранительницей семейных устоев, тем светлым и добрым началом, которое ведет мир к гармонии и красоте. И именно эти качества он воплотил в Наташе Ростовой и Марии Болконской.

Какие идеи воплотил Толстой в образе Пьера Безухова?

Если Наташа Ростова – любимая героиня Толстого, то любимый герой – Пьер Безухов. Как и образ Андрея Болконского, образ Пьера Безухова показан в развитии: от наивного юноши до серьезного мужчины, увлеченного политикой, возможно будущего декабриста. Воспитание за границей сказывается на том, что Пьер не вписывается в общую дворянскую среду, выделив в ней только Андрея Болконского. Не найдя себя в среде дворянства, в неудачном браке с Элен Курагиной, в масонстве,  Пьер оказывается в нравственном кризисе, из которого его выводит война 1812 года.

Для образа Пьера Безухова характерно резкое метание, вот и здесь, когда рушатся его идеалы бонопартизма, он воодушевляется общим патриотическим настроем и отправляется на Бородинское поле. Очень важно, что увиденное перевернуло представление Пьера об окружающей жизни, о моральных ценностях и героизме.  Он понял, что истинные герои - это простые солдаты, совершающие каждодневный подвиг, именно они являются подлинными патриотами своей страны.

Особо повлияло на формирование новых взглядов Пьера его пребывание в плену. Там он встретил  настоящее понимание и поддержку простых людей. Знакомство с Платоном Каратаевым открыло для Пьера новый мир – не стоит пугаться лишений, они только закаляют волю. Однако идеи «непротивления злу насилием», проповедуемые Платоном Каратаевым, не стали близки Пьеру, он сделал для себя выводы о необходимости борьбы с насилием. Для Пьера на первое место становятся окружающие его люди, он не может быть счастлив, если рядом кто-то несчастен.

Для Толстого важно было показать, что его герой нашел счастье не только в душевном плане и в личной жизни – его избранницей стала Наташа Ростова, открытое сердце и душа которой соответствуют его идеалам. Их совместная жизнь является образцом семейной жизни – именно так в понимании и согласии должны жить любящие люди. Наташа не вникает в вопросы политики, которыми увлекается Пьер, но очевидно, что она является его надежной опорой и поддержит мужа в любую трудную минуту.

Таким образом, в образе Пьера Безухова воплощена главная идея – «жить честно». Те идеалы, к которым Толстой стремился всей своей жизнью, он воплотил в образе Пьера Безухова.

Концепция  «общей жизни» в образе Платона Каратаева

В самый тяжелый момент своей жизни, чудом избежав казни, потеряв веру в себя, людей, Бога,  Пьер Безухов знакомится с Платоном Каратаевым,  солдатом Апшеронского полка. После  знакомства с Платоном, после долгого общения с ним в плену Пьер навсегда обретает новое понимание вещей, уверенность, внутреннюю свободу. Пьер под влиянием Платона приобщается к народному началу, к народной мудрости. Платон становится для Пьера своеобразным ориентиром. В  эпилоге романа, по прошествии многих лет, Пьер Безухов будет проверять свои мысли, поступки, соотнося их с представлениями о жизни Каратаева.

Толстой уделяет внимание описании Каратаева его движениям, называя их «круглые, спорые», находя в них что-то успокоительное. Создавалось впечатление, что Платон пытался всех обнять, в его словах звучали простота и ласка. Сущность каратаевской философии отражена в истории о купце, который невинно пострадал, оклеветанный и приговоренный к каторге за чужое преступление. Через много лет он встречается с истинным убийцей, и в том пробуждается раскаяние. Народная философия жизни по совести заставляет Пьера пересмотреть свои взгляды и понять глубину этой философии, почувствовать себя частью русского народа.

Для Толстого самой важной мыслью в романе-эпопее является мысль единения людей. Человек и его жизнь не имеют смысла, если они не являются частицей целого общества.  Во главе всего стоит любовь – всеобъемлющее чувство, которым должен быть наделен каждый человек и которое проповедовал Платон Каратаев. Также через образ Каратаева Толстой проводит свою мысль о превосходстве простых людей над дворянами Сближение с простым народом – это лучшее средство для духовного обновления и нравственного возрождения дворянства.

 

 




Понравилась статья? Поделиться с друзьями:
Добавить комментарий

2 + 3 =

;-) :| :x :twisted: :smile: :shock: :sad: :roll: :razz: :oops: :o :mrgreen: :lol: :idea: :grin: :evil: :cry: :cool: :arrow: :???: :?: :!: